Ну, вот и прошел в Санкт-Петербурге дождь и стало много легче дышать...
Однако сегодня не об этом.
Сегодня расскажу про удивительное счастье театрального гурмана: мое вчерашнее посещение спектакля гастролирующего Театра Наций.
Проходил он в Александринском театре, в чудесный, немного ветряный день.
Партер был полон знающей, стильной, приятной публики, сцена заполнена замечательной постановкой.
Вечер удался.
Миронов.
Гамлет. Коллаж.Я хотела бы быть краткой, потому что хороший спектакль нужно смотреть, а хорошее вино пить.
Потому как пространно рассуждать на тему и того, и другого, по моему мнению, дурной тон и суета.
Но не вышло.
Написано много, но еще больше не написано...
Может и к лучшему.
Редко, крайне редко посещаю современные постановки по ряду причин. Но "Миронов" это для меня своеобразный знак качества, вера в то, что потраченные деньги (а честно говоря цена на билет кусались) не будут казаться выброшенными на ветер.
И так, спектакль, длящийся ни много, ни мало два с половиной часа, без антракта. Что верно. С перерывом он потерял бы ритм, сбил бы дыхание и не смог бы поставить верные акценты в конце.
Под катом подробности интересные, фотографии удивительные....Первый актер, первый и самый главный : сцена. Нет, СЦЕНА. Чем-то он мне напомнил старый мистический фильм "Куб": та же закольцованность, безумие и вечное движение...
И так, сцена.
Куб.
Сформированный по центру зала "живой угол", который существует немного сам по себе всю постановку, подвешенный и постоянно, почти каждую минуту, приходящий в движение. Он то помогает героям, то бездумно лишает их всякой надежды.
Куб, является интерактивной декорацией, представляющей зрителю то палату сумасшедшего дома, то ванную комнату, то кабинет с рентгеном, то реку, то вообще набор ярких и удивительных мозаик...
Калейдоскоп в чистом виде!
В принципе, создатели даже не скрывают того, что все эти картинки, то плавно сменяющие друг друга, то скользящие и есть самый настоящий калейдоскоп жизни внутри сознания Гамлета, а может и нашей жизни
А так вот посмотришь на него, в процессе работы, и подумаешь всего-то уголок: я такие в школе на труде делала, называлось задание "создай комнату.
смотреть лучше в самом конце
Но как же он оживает!? И три стены с тремя отверстиями в итоге превращаются в удивительную метафизику жизни, полную фонов, стульев, столов, телефонов, вешалок, платьев, гардероба, душевых кабин, камер слежения, рентгена, будильников и прочих мелочей...
Этому актеру (а также команде стоящей за ним, в виду декораторов, техников, осветителей и многих других) отдельное спасибо, потому что работа это сложная, отточена до секунд верных нажатий кнопок и верно выставленного света...
Второй главный актер сам Евгений Миронов.
Это совсем не его Гамлет Штайна, это совсем другая, но удивительная история.
Театр одного актера, моно-спектакль.
Способность человека создать уже сыгранного им персонажа другим совсем другим образом - это уже не просто профессионализм и не таланта даже, это что-то потустороннее, что -то мистическое...
Шикарен. Без лишних слов.
Шикарен в образе Гамлета, такого неуместного для матери и ее нового мужа, бунтующего юного принца против пошлости общества и собственной слабости. Безумного....
Шикарен в образе королевы. Этакой светской львицы, грациозно позирующей фотографам в черных очках, рассказывая о смерти Офелии. Безумной...
Шикарен в образе нового короля, брутального, напыщенного, таящегося. Безумного...
Шикарен в образе Полония, стилизованного,юмористического представителя охранки Короля. Безумного...
Шикарен в мелькающих образах Лаэрта, посла, призрака отца, Горацио...
И все они немного безумны, частички сошедшего с ума и своей оси мира. Извращенные, потерянные, полные не выраженного и несбывшегося. Так схоже все с картиной мира.
Единственно, что Офелия мне не понравилась. То есть она конечно очень эротично раздевалась и шла в душ , весьма экспрессивно рожала, а потом убивала свое дитя, весьма натурально страдала по Гамлету...
И все же, мне она не понравилась.
Как-то вот совсем. Но впечатления не портила. Скорее всего, такой она и была задумана.
В едином и целом, скажу одно: моно-спектакль вышел. Миронов смог прыгнуть выше самого себя. При чем не только образно. И за это ему отдельно браво.
Замечу отдельно, что сложность спектакля для самого актера была еще и в том, что сцена-куб была в движении почти постоянно и Евгений постоянно двигался вместе с ней, стараясь успеть, а то и опережая ее: прятался, падал, прыгал, летал, выскакивал, хлопал дверьми, преодолевал препятствия...
Один его монолог "Быть или не быть" чего стоит?!
Когда высвечивается лишь лицо, а механизм сцены приходит в движении и начинает крутиться, тогда актер вынужден ползти, перебираясь с пола, который норовит стать стеной, на стену, стремящуюся стать полом. И ты слышишь, как от физического напряжения меняется голос, почти невидимо напрягаются струнки тональности... А еще в нем появляется чувство силы не только роли, но чувство силы живой, стремящейся, рвущей пространство...
Сюрреализм и фантасмагория.
Адский труд.
Браво.
Сам сюжет по сути не изменен. Изменена подача и немного деталей.
Тут, как в хорошем вине много акцентов, легких вкусовых микровзрывов, отдаленных оттенков и удивительное послевкусие.
Тут вам и музыка ранних Rolling Stones, под нее мечтает Офелия... Тут вам и советский дисковый телефон Полония, по которому он обсуждает слежку. Тут вам и проектор с письмом Гамлета Офелии, представленного королю и королеве. Тут и Смоктуновский-Гамлет, которого герой смотрит по строму телевизору, встроенному в шкаф... А еще рентгеновский снимок Бедного Йорика, эффектная смерть Офелии, черные очки со стразами Королевы, будильник Полония, стоящий ему жизни...
Как вино, как хорошее вино. Вначале просто чуть свяжет легкими танинами рот, немного потешит ноздри легким ароматом...
"Ну да, вкусно..."
Но потом...
По мере того, как оно пропитывается кислородом, как дышит все чаше и мощнее, наступает раскрытие истинного вкуса, наполненного красками цвета, незабываемого запаха и долго не сходит из вкусовой памяти его послевкусие.
Такое вино, попробовав лишь раз, вспоминают почти бесконечно.
Такой спектакль тоже трудно стереть из памяти.
Как итог мнение.
Этот спектакль, как "Шерлое BBC" и "Классический Шерлок".
Это сопоставление мира реального миру Шекспира и в тоже время этот тот же самый персонаж.
Просто он актуален сейчас, сегодня. Именно штрихами. Гранями.
Не тот томно рефлексирующий, а этот мечущийся в своем безумстве, но мечущийся исключительно стильно, глубоко, мощно...
Спектакль открывает нам нашу собственную жизнь, где очень часто, думающий и чувствующий человек, становится пленником своего сознания, вечной игры ума, вечного стремления к идеалу, вечной вины...
Мы стали деятельными, активными, быстрыми, но мы теряем способность управлять самими собой на такой скорости.
Стоит об этом задуматься, потому что иначе все теряет смысл.
И это очень точно, очень ярко показывает Гамлет-Миронова.
Занавес.
Немного фото...
...